Вы просматриваете: Главная > Природа и путешествия > Три жемчужины Вологодчины

Три жемчужины Вологодчины

DSC08120
Цель моих путешествий с паломниками – познакомиться с удивительным миром истории становления, упадка, нового развития и красоты древних русских монастырей, возраст которых исчисляется многими столетиями, архитектура впечатляет мощностью, изяществом и практичностью, а роспись – теплотой света и правдивостью образов, а также поклониться мощам известнейшим святым подвижникам России.
DSC08107Не первый год родниковские паломники посещают святые места Севера и Средне-русской полосы. Знакомство с настоящими сокровищами русского православия, подвижниками и духовенством в разные эпохи русского государства всегда вызывает интерес у многих слоев населения, желающих знать настоящую историю и увидеть её своими глазами. 16.10.2014 г. более 30 паломников нашего региона смогли увидеть и поклониться святым местам Вологодчины. Поездка была великолепна. Северный край встретил нас солнечной погодой, а монастырская братия – уважительным приемом со службой и экскурсиями по великим монастырям Вологодской земли.

 

Утро 16 октября. 4 часа утра. Спасо-Прилуцкий монастырь белеет парусом в утреннем предрассветном небе. Паломники тихо проходят на утреннюю службу. Строжайшая дисциплина. Никаких мобильников и фотоаппаратов. Нижняя церковь напоминает своды царских палат. В свете свечей иконостас и росписи словно колышутся в золотых бликах на сводах древнего сооружения. Тихий речитатив и пение создают особую атмосферу благости. По окончании службы, в 11 часов, гостей встречает экскурсовод и знакомит с историей монастыря.

Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыряИсторическая справка: Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь был основан в 1371 году, к северу от Вологды, по дороге в Белоозеро, на левом берегу реки Вологды. Основал его Димитрий Прилуцкий, игумен Никольского монастыря в г. Переславле-Залесском, прославленный русский святой, небесный покровитель Вологды. Спасо-Прилуцкий монастырь пользовался большим уважением со стороны великих князей Иоанна III, Василия III и Иоанна IV. С иконой Димитрия Прилуцкого, написанную Дионисием, Иоанн III шел в поход на Казань в 1503 году. Василий III с женой Еленой Глинской посетили Спасо-Прилуцкий монастырь в 1528 году во время паломничества по русским монастырям. Иоанн IV брал из монастыря в поход на Казань в 1552 году восьмиконечный резной Киликиевский крест высотой 140 см. Спасский собор с колокольней — первый каменный храм в Вологде. Иван Грозный освободил монастырь от пошлин, чтобы построить собор в 1537–1542 годах. Величественный двухэтажный храм кубической формы, четырехстолпный, увенчан пятью шлемовидными главами, украшенный орнаментальной прорезью.

 

DSC08097Каменное крыльцо парадного входа в ажурной резьбе по камню и 3-мя галереями достойно съемок в исторических фильмах. В 1811 г. собор выгорел. В 1812 г. он стал хранилищем драгоценностей московских соборов при вторжении французов в Москву. В 1817 г. собор был реставрирован и восстановлен. В нижнем этаже собора расположены гробницы Димитрия Прилуцкого и князей угличских: Иоанна и Димитрия, сосланных Иоанном III на заточение в Вологду. Иоанн принял в монастыре постриг с именем Игнатий. Гробницы святых преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких — святыни монастыря, благоговейно почитаемые братией и паломниками.

 

DSC08106Рядом с собором расположена великолепная колокольня. В 1736 году на ней было18 колоколов. Именные колокола, весом 357 пудов и 55 пудов, с изображением князей Димитрия и Иоанна Угличских, были отлиты в 1736–1738 г.г. и разбиты в 20-х годах прошлого столетия. Сегодня новые мелодичные колокола слышны далеко за рекой на расстоянии более 30 км. Собор крытыми переходами связан с Введенской церковью и церковью Вознесения Господня. Церковь Всех Святых (больничная церковь), Екатериненская церковь имеют новгородское и московское архитектурное влияние в постройках того времени.

 

 

Успенская церковь Спасо-Прилуцкого монастыряВеликолепная Успенская деревянная церковь в золоте листвы сразу напомнила Кижи. Изящный каменный декор монастыря характерен для северных храмов XV–XVI веков. Монастырь не раз подвергался нападениям поляков–литовцев с уничтожением монахов, крестьян до полного разорения вотчины. Лишь в 1659 г. были построены каменные стены, башни с каменными мешками для хранения пороха, ядер и пушек. Толщина стен — 2м, высота – 7,5м. В монастыре находится могила русского поэта К.Н.Батюшкова (1787 – 1855).

 

 

Стены Кирилло-Белозерского монастыряДругая жемчужина Вологды – знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь, музей-заповедник (с 1997г.), который находится в городе Кириллове на берегу Сиверского озера и ежегодно привлекает тысячи россиян и иностранцев. Именно сюда в 1397 году пришли из московского Симонова монастыря два монаха: Кирилл и Ферапонт. Основателем монастыря стал 60-летний Кирилл из знатного рода. Он имел высокий религиозный чин архимандрита Симонова монастыря. Подвижник правильно выбрал место на важнейшем торговом путь из Москвы на Север. Его монастырь стал крупнейшим феодалом Древней Руси с огромными угодьями, с 20-ю тысячями подвластных крестьян. Духовное влияние преподобного Кирилла и основанной им обители простиралось далеко за пределами белозерского края. Самим Кириллом были пострижены в монашество Савватий — основатель знаменитого Соловецкого монастыря на Белом море и Мартиниан — устроитель Ферапонтова монастыря. Строгий и благоразумный Кирилл поддержал политику князя Василий (Темного), который проникся большой любовью и уважением к Кирилло-Белозерскому монастырю, что способствовало его дальнейшему росту. Преподобный Кирилл умер в 1427 году, и в XV веке причислен к лику общерусских святых. Над гробом Кирилла была возведена церковь (фактически придел, пристроенный к Успенскому собору. Церковная память святому Кириллу празднуется 9(22) июня.
После смерти Кирилла в 1528 году в монастырь приезжает Василий Третий со своей второй женой Еленой Глинской молиться о даровании им наследника. Молитвы братии были услышаны — младенца назвали Иваном (в будущем – «Грозным»). Он трижды побывал в монастыре. Монастырь имел много земель и уступал только Троице-Сергиеву монастырю. Это был огромный центр культурной жизни с великолепной библиотекой книг.

Башня Кирилло-Белозерского монастыря Успенский и малый Ивановский монастыри были обнесены каменными стенами с 8 башнями. Особого размаха строительство достигло в ХVI веке, в течение которого было возведено 5 храмов из 11 отстроенных за всю историю существования монастыря. Двойные стены монастыря были и позднее не по зубам шведам. Кириллов монастырь становится местом, куда князья ездят на богомолье. Резьбой по дереву в монастыре занимались со дня его основания. В XVI веке монастырь экспортирует в другие области множество различной посуды — ковшей, чашек, ложек, украшенных орнаментальной резьбой. Это время расцвета иконописных мастерских.

 

Славная страница истории Белозерского монастыря связана и с Валаамом. В 1611 г. Валаамом овладели шведы, 100 лет он пребывал в разорении и в 1710 году был возвращен России. По инициативе настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря архимандрита Иринарха в 1715 г. Петр I издал указ о возобновлении Валаамского монастыря и приписании его к Кирилло-Белозерскому монастырю. Волаам возрождался на средства, труды и заботы братии с Белоозера. Кириллов монастырь играл роль главного форпоста на торговых путях к Белому морю. С конца XVIII до середины XIX в.в. многие древние здания сломали и переделали. Но и сегодня архитектурный ансамбль Кирилле-Белозерского монастыря производит незабываемое впечатление суровой простоты башен и изысканного зодчества храмов. Монастырь был укрытием, местом ссылок и тюрьмой известных исторических особ. В 1924 году он был закрыт, а на его территории размещен Кирилловский краеведческий музей, преобразованный в 1968 году в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. И только с 06.10.1998 Святой Синод благословил открытие монастыря и возрождение в нем монашеской жизни.
Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырьИ последний посещенный храм богатой на историю Вологодской земли – Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь — встречал паломников поздно вечером в 19-30. Белоснежные здания сияли в темноте. Гостей сразу провели в храм поклониться святыне – святым мощам Павла Обнорского, известными своими чудесами. Ученик С.Радонежского, уединенный странник после благословления святого Сергия ушел в леса Севера, странствовал по монастырям и жил 3 года в дупле липы. В 1414 году Павел основал монастырь на берегу реки Нурмы неподалёку от её впадения в Обнору и начал строительство храма во славу Троице. После смерти святого Павла Обнорского в монастыре был построен второй каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В восточном конце северной паперти собора был устроен придел во имя Рождества Иоанна Предтечи.

 

Монастырь процветал. В соборе Павлова монастыря хранилось немало первоклассных произведений искусства. Его иконы кисти Дионисия хранит сегодня Третьяковская Галерея. В 1538 г монастырь пострадал от казанских татар, был восстановлен при Иване Грозном и одарен земельными наделами. В Павловской церкви находилась гробница основателя монастыря. В ней лежал крест, которым Сергий Радонежский благословил Павла, а рядом — другая реликвия — часть липового дерева, в дупле которого поселился Павел, придя в обнорские леса.
Развитие соборного комплекса шло и в XVII столетии. С 1777 г монастырь начинает процветать при игумене Иоасафе и его неуёмной фантазии. Иконописная школа, скит, новые кельи и гостиница — его заслуги. Новый придел во имя Рождества Иоанна Предтечи с высоким шатром украсил храм. Трехъярусная шатровая колокольня не дошла до наших дней. В 1875 году была разобрана Павловская церковь и колокольня. На их месте был возведен одноглавый четырехстолпный храм во имя Корсунской Богоматери и приделами Сергия Радонежского и Павла Обнорского. В 1909г. и в 1912 г. монастырь сильно пострадал от пожаров. В огне 1909г. расплавился крест, полученный преподобным Павлом от Сергия Радонежского. В огне 1912г. погибла серебряная рака Павла Обнорского. Красивейший каменный Троицкий собор, церковь Иоанна Предтечи, церковь Корсунской Богоматери, ограда были взорваны в 1936 г. прошлого века. Оставшиеся постройки использовались под детский дом, пионерский лагерь, детский санаторий, санаторно-лесную школу и только в 1994 г. были возращены церкви.
Посещение святых мест Земли Русской оставляет большой след в памяти людей, возвращает истории настоящую правду в фактах и деяниях подвижников, великих святых православной веры, раскрывает истинный смысл и предназначение человека в этой жизни.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКИ:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Метки: , ,


Оставить отзыв