Вы просматриваете: Главная > Природа и путешествия > Один день в музее-заповеднике Царицыно

Один день в музее-заповеднике Царицыно

Дворцово-парковые ансамбли Подмосковья особенно привлекательны, когда они украшены зелено-золотыми листьями осени. Одно из первых мест занимает среди них Музей-заповедник «Царицыно».

Субботний день для группы швей родниковского колледжа выдался на редкость удачным: теплым и солнечным после ночного урагана со шквалистым ветром и стеной дождя. На удобном мини-автобусе группа прибыла в музей-заповедник «Царицыно», основанный в 1984 году. Жемчужиной данного музея-заповедника является дворцово-парковый ансамбль «Царицыно», заложенный по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году.

Он расположенный на юге Москвы между двух станций метро с названиями «Орехово» и «Царицыно». Войдя в парк, девушки и юноши были очарованы красотой дворцовых построек, внезапно открывшихся при выходе из старой липовой аллеи к центральному Большому дворцу.

 

 

 

Похоже, что этим липам более 100 лет, и высота их превышает пятиэтажные дома. Купив входные билеты, группа направилась на встречу с историей ушедших времен в залы Хлебного дома и Большого дворца. А история эта оказалась необыкновенно романтичной и драматичной. Но начнем все по порядку.

Царицынский дворцово-парковый ансамбль расположен на площади более 100 га необыкновенно красивого природного ландшафта, ограниченного с северо-востока и юга двумя глубокими оврагами, с запада – царицынскими прудами, с востока — комплексом оранжерей. 20 лет в XVIII веке работали над созданием дворцово-парковый ансамбль — памятником изящной «русской готики» два одаренных архитектора Василий Баженов и Матвей Казаков.

 

 

Из исторических документов известно, что эти природные красивые места сначала принадлежали сестре Бориса Годунова – Ирине Годуновой, но все строения села Богородского были уничтожены полностью в Смутное время из-за ненависти бояр и населения к царю Борису. Остался только каскад прудов.

 

В 1633 году боярин Стрешнев выкупает царское владение и называет его Черная Грязь, а в 1684году продает имение сыну князя Голицына — Василию Голицыну – любимчику царевны Софьи. Петр I конфискует у Голицыных все имущество и жалует местность со всеми деревнями своему союзнику в борьбе против Турции молдавскому князю Дмитрию Кантемиру. Дмитрий проявил себя прекрасным знатоком в строительстве и парковом дизайне. Его храм, просторный дворец и галереи открывали прекрасные виды на парк и пруды. Парк имел правильную планировку, включал в себя огромные фруктовые сады с березовыми рощами, оранжереи и отличался рациональностью и красотой.

Весной 1775 года императрица Екатерина II, проезжая во время прогулки из соседнего Коломенского по территории Чёрной Грязи, была очарована красотами поместья и без промедлений выкупила его у князя Сергея Дмитриевича Кантемира, отдав за усадьбу 25000 рублей для строительства новой подмосковной царской резиденции. Здесь был почти сразу построен небольшой деревянный дворец из шести комнат и несколько парковых строений. Фаворит царицы, князь Потемкин, уговорил ее провести в Царицыно (так он предложил назвать новую царскую резиденцию) лето 1775 года и порадовал Екатерину II подготовленными на природе развлечениями, праздниками, а вечером на прудах состоялся грандиозный фейерверк. Екатерина II была очень довольна. Тем более это было связано с успехами в русско-турецкой войне 1768-1774 года.

 

Она сразу дает задание лучшему архитектору того времени Василию Баженову начертить и построить в Царицыно новый фантазийный ансамбль зданий в мавританском и готическом стилях, вписывающихся в пейзаж местности. Чертежи молодого архитектора были уникальны и сразу утверждены царицей. Баженов умело внес в бело-красные кирпичные элементы строений московское барокко, воздушную готику, легкий классицизм.

 

 

Шатровые перекрытия сводчатых потолков, уникальные конструкции окон были великолепны и открывали вид на самые красивые места царской усадьбы. Все здания были разных геометрических форм и смотрелись сверху, как бусинки, нанизанные на одну нить в строгой геометрической последовательности. Ни одно здание не повторяло другое, но дополняло общий стиль каждого уголка резиденции.

 

Хлебный дом (кухонный корпус), Большой дворец, Малый дворец, три кавалерских корпуса, храм, Оперный дом, Виноградные ворота открывались глазам присутствующих сразу при въезде с двух великолепных мостов через глубокие овраги.

 

 

 

Большой мост и Фигурный мост признаны шедеврами русского зотчего. Они умело скрывали изящные строения на огромной холме местности. Вместе с англичанами по парковому дизайну все дорожки, беседки, скульптуры, гроты, башни, искуственные острова на прудах были соединены в единый дворцово-парковый ансамбль.

 

Более четырех часов девушки наслаждались красотами Царицыно, любовались золотым залом Большого дворца; выставками художников братьев Гроос, рисовавшими картины и портреты для резиденций Екатерины II; серебряной и хрустальной коллекциями; арками и мостами, похожими на средневековые замки с богатой отделкой, вензелями и масонскими знаками; великолепным музыкальным и световым фонтаном в восемь ярусов; изящными мостиками и львами, отражающимися в воде; лебедями и греческими руинами.

 

Время пролетело, как одна минута. А парк в это время был наполнен многочисленными свадебными парами, которые делали свои фотосессии для шикарных фото и слайд-альбомов на фоне прекрасных зданий, арок, мостов, фонтана и природных пейзажей. Дети были поражены большим количеством иностранцев, гуляющих в парке. Мир любви, гармонии, красоты окружал нас все эти часы прогулки по солнечному осеннему Царицыну. И это всего за 100 рублей полного посещения дворцово-парковый ансамбля!

 

Это просто чудо, что дворцово–парковый ансамбль Царицыно отреставрирован в новом столетии и представляет сегодня отличную зону отдыха среди высоток Москвы. Ведь решение, которое приняла Екатерина II после стремительного и мимолетного посещения Царицыно в июне 1785 года было ужасно: царица отдала распоряжение переделать большой дворец и уничтожить часть построек. Для архитектора Баженова это был удар в сердце – ведь при строительстве денег постоянно не хватало, он потратил все свое состояние на реализацию любимого проекта и взял кредитов на свое имя на сумму 15000 рублей.

 

Все здания были оснащены изразцовыми печами, оштукатурены, расписаны, украшены бронзой и зеркалами, а полы выложены плиткой. Скорее всего, вердикт «здесь невозможно жить» был только предлогом царицы для отстранения Баженова в скрытой борьбе в кулуарах власти. Да и за 10 лет строительства Екатерина II потеряла интерес к Царицыну, так как строила новое имение Пелла рядом со столицей у моря.

 

 

Ученик Баженова — Матвей Казаков перестроил Большой дворец в стиле классицизма и снес часть уникальных построек. Но ему тоже не хватало средств, так как началась новая война с Турцией(1786-1792 г.г.). В 1791 году умирает князь Потемкин (двигатель проекта), а в 1796 – царица.

Недостроенная резиденция Царицына при Павле I быстро пришла в упадок, засох сад. При Александре I парк был открыт для гуляний, отремонтированы павильоны, беседки, оранжереи (1820 г.), Николай I ничего не сделал для Царицыно, а Александр II вообще передал императорскую собственность в Департамент уделов.

Царицыно стало дачным местом, и рядом возник дачный поселок Новое Царицыно (1870 г.). Здесь гостили у друзей и родственников Ф.Достоевский, И.Тютчев, Н.Плещеев, П.Чехов, М.Балакирек, П.Чайковский. В 1880 году кровля Большого дворца упала, затем она и каркасы готических башенок были разобраны. Дворцовые постройки стали бесхозными.

В годы советской власти в зданиях имения Царицыно располагались Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, исполком, музей, сельский клуб, кинотеатр, коммуналки, а в храме – трансформаторная подстанция (1939г.). Правда, в 1927 г. очистили пруды, реставрировали Фигурные ворота и павильоны.

 

В 1960 году Царицыно стало частью Москвы, а в 1993г. ему было присвоено имя – Государственный музей-заповедник «Царицыно». Реконструировали Царицыно в 2005-2007г.г. Потомки никогда не увидят великолепие зданий Большого Кавалерского дворца, Управительского дома, Камер-юнфарского павильона, Крестообразного и Шестигранного павильонов, разрушенных по приказу Екатерины II. Остались лишь фундаменты, как напоминание о трудах великого зодчего Василия Баженова.

 

Наши дети мало и слабо знают историю своей родины — России. Каждая поездка в исторические места — это бесценный материал, который собирает разрозненные факты столетий в единый пазл и формирует мировоззрение подрастающего поколения. Когда дети и подростки проводят время с пользой для ума, они начинают самостоятельно мыслить и совершенно по-иному видеть окружающую их действительность.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКИ:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Метки: , , , , , , ,


Оставить отзыв